Административные услуги по-новому: узаконивание поборов и дополнительных платежей
А все — из-за привлечения в эту сферу посредников, которые, действуя вне закона, умело зарабатывают на украинцах немалые средства. Впоследствии таких случаев может стать больше. Ведь Верховная Рада в конце прошлого года приняла в первом чтении законопроект №1580 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)», новации которого в части регулирования отношений по предоставлению административных услуг создают существенные риски роста системной коррупции и сомнительных непрозрачных поборов с граждан и бизнеса.
ГМС — выше закона?
Хотя и сегодня таких случаев хватает. Ярким примером завышения стоимости административных услуг может, например, стать оформление загранпаспорта, стоимость которого достигает 800 и более гривен. Хотя она значительно дешевле и не должна превышать 170 грн. Ведь такой размер государственной пошлины. Вымогание за изготовление этого документа дополнительных платежей является противоправным. К такому выводу еще 3 декабря 2013 года пришел Верховный суд Украины.
Несмотря на это, игнорируя обязательное к исполнению для всех субъектов властных полномочий судебное решение, Государственная миграционная служба (ГМС) продолжала дополнительно требовать от граждан, которые получают загранпаспорта, отдельной оплаты бланка паспорта (120 грн), повторной оплаты «услуг по оформлению… » (87,15 грн), а при обслуживании в офисах ГП «Документ» — еще 250 грн. О чем есть довольно много информации в СМИ. Фактические убытки граждан от такой деятельности ГМС ежегодно составляют сотни миллионов гривен.
К сожалению, прокуратура, которая должна реагировать на такие случаи невыполнения судебного решения, привлекая за это нарушителей к уголовной ответственности, бездействует. Поэтому посредники, работающие вопреки закону, продолжают безнаказанно наживаться на украинцах.
Даже больше. Эту же схему недавно ввели и для выдачи биометрических паспортов. Выдача такого документа является одним из условий для предоставления безвизового режима гражданам Украины при поездках в страны ЕС. По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, в стоимость его оформления входит себестоимость бланка биометрического паспорта в размере 261 грн (15 евро по курсу на 29 декабря 2014 года), государственная пошлина — 170 грн и стоимость регистрационных услуг — 87,15 грн, оплату за предоставление которых не имеют права требовать от граждан. В сумме получается 518 грн 15 коп.
Помимо этих дополнительных платежей, если гражданин обратится в ГП «Документ», то надо дополнительно опять же оплатить 250 грн. Хотя его деятельность с 1 января 2013 года находится вне закона (в соответствии с ч. 7 ст. 20 Закона Украины «Об административных услугах»).
Легализация посредников
Однако вскоре такая практика непонятных поборов с граждан может стать нормой и распространиться в других органах власти. О чем свидетельствует текст правительственного законопроекта №1580, которым предлагается внести изменения в законы «Об административных услугах» от 6 сентября 2012 года, «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15 мая 2003 года и «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» от 1 июля 2004 года.
Если эти поправки под видом дерегуляции бизнеса парламентарии примут во втором чтении, то право предоставлять административные услуги, кроме органов государственной власти и местного самоуправления, смогут получить и другие лица при условии уплаты «прочих платных услуг». То есть, этим законопроектом предлагается утвердить для взыскания новых необоснованных платежей с граждан и бизнеса дополнительные «перечни платных услуг».
«Такая новация приведет к легализации ситуации, возникшей с деятельностью государственного предприятия «Документ» в сфере управления Государственной миграционной службы, незаконно предоставляющего свои «услуги» по завышенным ценам при получении гражданами паспортов для выезда за границу и в других паспортно-регистрационных вопросах, и появлению большого количества таких «посредников-паразитов» в других сферах, — считает эксперт Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук. — Ведь в случае принятия этих изменений к вышеуказанным законам предоставление административных услуг будет осуществляться различными государственными, коммунальными или частными коммерческими структурами, с взысканием с граждан и бизнеса дополнительных платежей».
Путь к улучшению
Правда, министр юстиции Украины Павел Петренко не раз подчеркивал, что в деле улучшения предоставления административных услуг следует взять в пример опыт Грузии, где выполнение таких функций передано публичным предприятиям, то есть фактически бизнесу. Это действительно так. Однако мы должны помнить, что административные услуги — это одновременно государственные полномочия, и граждане вынуждены получать такие услуги по собственному желанию. Поэтому справедливая, обоснованная и контролируемая государством цена — это обязательное условие даже при приватизации этих услуг или внедрении конкуренции. И в любом случае размер платы (сбора) на каждый вид услуг должен быть единым, независимо от того, предоставляет ее чиновник или коммерческое учреждение.
«Кроме того, ситуация с «приватизацией» требует четкого, детального и прозрачного регулирования в отношении субъектов предоставления таких услуг в частном секторе, их отбора и допуска к этой деятельности. Но законопроект №1580, к сожалению, не предусматривает таких мер, — добавляет В. Тимощук. — Законопроект ограничивается предписанием, что все эти вопросы определит правительство. Нет в его тексте и нормы, которая бы во избежание махинаций с платежами за админуслугу устанавливала бы за ее предоставление только один платеж (административный сбор). Вместо этого предлагается за одну услугу брать несколько платежей, определяя их различными актами/органами, что является неприемлемым. Наилучшим вариантом было бы установить размер сбора (или его пределы) в парламенте. Ведь это повысит прозрачность такого ценообразования.
Недостатком законопроекта №1580 можно считать и то, что он не предусматривает децентрализации полномочий по регистрации субъектов хозяйствования и недвижимости, то есть возвращения органам местного самоуправления хотя бы тех полномочий, которые у них отобрала предыдущая власть на протяжении 2010–2013 годов. Хотя этот шаг очень просто выполнить, продемонстрировав таким образом политическую волю и стремление новой власти к децентрализации и одновременно — улучшить качество предоставления административных услуг, искоренив из этой сферы системную коррупцию.