Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 6.

Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 6.

Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 6.

     Что потребуется доказывать, если возникнет необходимость защищать свои авторские и/или смежные права? 1. Факт наличия прав. 2. Факт нарушения или угрозы нарушения прав. 3. Вред и размер вреда, если он причинен (размер вреда не доказывается при требованиях компенсации, предусмотренной законом специально вместо возмещения убытков или взыскания доходов). 4. Причинно – следственную связь между вредом и действиями нарушителя прав.
Служебные произведения (в Части 2) Сотрудничество с фрилансером (в Части 3) Сотрудничество с профильной компанией (в Части 3) Факт наличия и принадлежности прав (в Части 4) Быстрое оформление на практическом примере (в Части 5)
          На практике в редких случаях удается рассчитать и доказать размер причиненного вреда, и намного чаще в связи с этим истцы идут по пути требования компенсации, т.к. компенсация подлежит выплате в случае доказательства факта нарушения прав, а не размера причиненных убытков (доходов, полученных нарушителем). Для удовлетворения требования о выплате компенсации достаточно наличия доказательств совершения лицом действий, которые признаются нарушением авторского права, а размер убытков субъект такого права доказывать не обязан. Одновременно размер доказанных убытков должен учитываться судом в определении размера компенсации, поэтому имеющиеся данные лучше предъявить, а данные, которые можно собрать и подтвердить – лучше собрать и подтвердить, т.к. это поможет взысканию компенсации.
       Каждый отдельный факт противоправного использования объектов авторского права, в том числе неоднократное использование одного и того же объекта, составляет самостоятельное нарушение и может быть основанием для применения ответственности в виде взыскания компенсации. Весьма показательным примером взыскания компенсации за каждый факт нарушения является решение по иску автора трех произведений, который получил компенсацию за 67 фактов нарушений его авторских прав, которые продолжались на протяжении 2006-2008 гг. – 23 заказа контрафактных экземпляров и 44 других нарушений (подача заявок о регистрации авторских прав на имя постороннего лица, использование произведений в рекламе, сокращение текста книг, указание соавторства посторонних лиц, добавление текста в книги, невыплата вознаграждения автору, реализация произведений без разрешения автора, предложение третьим лицам приобрести авторские права на произведения). За каждое из 67 фактов нарушений суд взыскал компенсацию в размере по 10 минимальных заработных плат, хотя способов нарушений было намного меньше (доступ к решению: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/13688250.
Причинно – следственная связь между вредом и действиями нарушителя прав.
     Как указано выше, причинно-следственная связь между действиями нарушителя и причиненным автору вредом доказывается только при взыскании такого вреда.      Но это не значит, что при взыскании компенсации такая причинно-следственная связь не доказывается. Это связано с тем, что размер компенсации, которая имеет нижний и верхний предел (от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат), должен соотноситься и с размером предполагаемого, приблизительно представляемого, либо доказанного ущерба. Ну а где есть ущерб, там всегда необходимо доказывать и причинно-следственные связи, которые подтверждают причинение такого ущерба не стихийным бедствием, а именно действиями нарушителей.      В качестве интересного примера можно привести судебный спор по иску владельца кафе-бара, который разработал дизайн своего заведения, по его эскизам были разработаны чертежи, подобраны фактуры и материалы, подобрана цветовая гамма, выполнены дизайнерские и малярные работы. И вдруг он обнаружил фото части интерьера своего кафе-бара (а именно - барной стойки) в рекламном каталоге производителя мебели: с помощью его интерьера рекламировали стулья. Суд признал, что дизайн – это объект авторского права, и барная стойка, использованная без согласия автора, как часть произведения (дизайна), которая может использоваться самостоятельно, рассматривается как произведение и охраняется точно так же как произведение. Ответчик с использованием цифровых технологий внес изменения в фото интерьера, которое он «одолжил» в интернете, и добавил к барной стойке свои рекламируемые стулья, только и всего. При этом в процессе судебного разбирательства звучало несогласие с обвинениями: «Я много раз использовал интерьеры различных заведений в качестве фона для рекламы своей продукции, и ни разу не имел цели нарушать чьи-то авторские права. Наоборот, я считаю, что если изображение на фото в каталоге можно идентифицировать как часть интерьера, то это для собственника заведения бесплатное распространение информации о его заведении, его дополнительная популяризация». Решение суда – взыскать в пользу автора дизайна причиненный ущерб. Суд установил, что автору вследствие нарушения авторских прав причинены значительные «моральные и материальные убытки», которые проявлялись в страданиях из-за изменений интерьера кафе-бара путем компьютерного монтажа.
     Автор доказал свои права на дизайн, нарушение ответчиком его авторских прав (использование его произведения без разрешения в рекламном каталоге), убедил суд в причинении ему вреда именно из-за действий нарушителя. (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/3630829.      Речь идет не о стремлении автора именно нарушить авторские права, а о факте нарушения, которое возникло в связи с волевыми действиями нарушителя.       На заре человечества по-звериному охранялась территория с ресурсами для жизни; затем после трудовой специализации и появления механизма обмена ресурсами придумали метки и клейма; сразу появилась накопительная экономика и люди придумали запоры и замки с ключами.      В наш информационный век вкладывается время в приобретение навыков, находятся таланты, создается интеллектуальным трудом что-то, что может приносить прибыль, привлекается потребительский интерес, и в процессе извлечения прибыли не применишь ни клеймо, ни запорное устройство, а ограничение доступа к определенным результатам интеллектуального труда и творчества вообще противоречит смыслу их создания, и рассчитывать можно лишь на сознательность потребителя, добропорядочность конкуренции и на государственные механизмы защиты результатов интеллектуальной деятельности. Менталитет и уровень защищенности интеллектуальной собственности в разных странах имеют свои поводы восторгаться или грустить.      Важно понимать, что без активной позиции автора и правообладателя никакая культура, никакая государственная система кнута и пряника не заинтересована и не будет заботиться о результатах Вашего труда. Но Вам предоставляются определенные механизмы обустройства Вашего труда, и их Вы используете на свое усмотрение, с полной ответственностью, прежде всего перед самим собой.
11:42
1839
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...