Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 6.

Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 6.
Служебные произведения (в Части 2)
Сотрудничество с фрилансером (в Части 3)
Сотрудничество с профильной компанией (в Части 3)
Факт наличия и принадлежности прав (в Части 4)
Быстрое оформление на практическом примере (в Части 5)
На практике в редких случаях удается рассчитать и доказать размер причиненного вреда, и намного чаще в связи с этим истцы идут по пути требования компенсации, т.к. компенсация подлежит выплате в случае доказательства факта нарушения прав, а не размера причиненных убытков (доходов, полученных нарушителем). Для удовлетворения требования о выплате компенсации достаточно наличия доказательств совершения лицом действий, которые признаются нарушением авторского права, а размер убытков субъект такого права доказывать не обязан. Одновременно размер доказанных убытков должен учитываться судом в определении размера компенсации, поэтому имеющиеся данные лучше предъявить, а данные, которые можно собрать и подтвердить – лучше собрать и подтвердить, т.к. это поможет взысканию компенсации.

Причинно – следственная связь между вредом и действиями нарушителя прав.
Как указано выше, причинно-следственная связь между действиями нарушителя и причиненным автору вредом доказывается только при взыскании такого вреда.
Но это не значит, что при взыскании компенсации такая причинно-следственная связь не доказывается. Это связано с тем, что размер компенсации, которая имеет нижний и верхний предел (от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат), должен соотноситься и с размером предполагаемого, приблизительно представляемого, либо доказанного ущерба. Ну а где есть ущерб, там всегда необходимо доказывать и причинно-следственные связи, которые подтверждают причинение такого ущерба не стихийным бедствием, а именно действиями нарушителей.
В качестве интересного примера можно привести судебный спор по иску владельца кафе-бара, который разработал дизайн своего заведения, по его эскизам были разработаны чертежи, подобраны фактуры и материалы, подобрана цветовая гамма, выполнены дизайнерские и малярные работы. И вдруг он обнаружил фото части интерьера своего кафе-бара (а именно - барной стойки) в рекламном каталоге производителя мебели: с помощью его интерьера рекламировали стулья. Суд признал, что дизайн – это объект авторского права, и барная стойка, использованная без согласия автора, как часть произведения (дизайна), которая может использоваться самостоятельно, рассматривается как произведение и охраняется точно так же как произведение. Ответчик с использованием цифровых технологий внес изменения в фото интерьера, которое он «одолжил» в интернете, и добавил к барной стойке свои рекламируемые стулья, только и всего. При этом в процессе судебного разбирательства звучало несогласие с обвинениями: «Я много раз использовал интерьеры различных заведений в качестве фона для рекламы своей продукции, и ни разу не имел цели нарушать чьи-то авторские права. Наоборот, я считаю, что если изображение на фото в каталоге можно идентифицировать как часть интерьера, то это для собственника заведения бесплатное распространение информации о его заведении, его дополнительная популяризация». Решение суда – взыскать в пользу автора дизайна причиненный ущерб. Суд установил, что автору вследствие нарушения авторских прав причинены значительные «моральные и материальные убытки», которые проявлялись в страданиях из-за изменений интерьера кафе-бара путем компьютерного монтажа.


© В. Дьяченко2014