Код товара УКТ ВЭД в налоговой накладной:особенности отражения - часть II

Код товара УКТ ВЭД в налоговой накладной:особенности отражения - часть II
Если же информация о происхождении товара отсутствует, а из других документов следует, что товар импортный, то наиболее оптимальным вариантом с целью убедиться в этом будет направление продавцу письменного обращения со ссылкой на п. 201.1 НКУ с просьбой предоставить копии документов, подтверждающих код товара согласно УКТ ВЭД (еще лучше, если это будет ГТД «ИМ 40», где такой код указан в графе 33). В качестве крайней меры приемлем вариант приложения к налоговой декларации за отчетный период заявления с жалобой на поставщика, не указавшего в НН код УКТ ВЭД, то есть, оформившего ее с нарушением установленного порядка. Основание для таких действий – п. 201.10 НКУ. Это даст возможность такому покупателю избежать исключения сумм уплаченного НДС по данной импортной операции из состава налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты НДС в связи с приобретением таких товаров либо копии первичных документов, оформленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров. В противном случае на основании п. 198.6 НКУ суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров, подтвержденные НН, оформленными с нарушением требований ст. 201 данного Кодекса, не относятся к налоговому кредиту. Для последующей перепродажи в НН указывать код на основании письменного заключения соответствующего компетентного органа (это может быть таможенный орган, согласно ст. 313 ТКУ имеющий исключительную компетенцию на определение кода товара согласно УКТ ВЭД, Торгово-промышленная палата либо другая экспертная организация). В таких случаях субъект хозяйствования, имеющий на руках подобные письменные жалобы, запросы и ответы с точки зрения контролирующих органов считается добросовестным и по отношению к нему не должно возникнуть с их стороны никаких претензий и, как результат, негативных налоговых последствий. Кстати, к такому способу получения информации о коде УКТ ВЭД товара, ввезенного до рассматриваемых изменений в п. 201.1 НКУ, т.е. до 06.08.11 г., придется прибегнуть продавцу при дальнейшей реализации этого товара, чтобы указать его в НН. В противном случае он подвергает опасности налоговый кредит у его покупателя. И на вопрос необходимо ли поставщику-резиденту в налоговой накладной указывать код УКТ ВЭД товара, который еще не ввезен (импортирован) на таможенную территорию Украины, при получении им предоплаты (аванса) от покупателя-резидента за такой товар, ГНАУ со ссылками на п. 201.4 ст. 201, п. 187.1 ст. 187 НКУ в Единой базе налоговых знаний также дает утвердительный ответ: «…поскольку договор, заключенный между поставщиком-резидентом и покупателем-резидентом, предусматривает поставку ввезенного (импортированного) на таможенную территорию Украины товара, то независимо от условий его поставки (получение предварительной (авансовой) оплаты за товар или отгрузку товара) плательщик налога при выписывании налоговой накладной должен указывать код УКТ ВЭД такого товара». Также код согласно УКТ ВЭД главное налоговое ведомство хочет видеть и в расчете корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, выписанной до 06.08.11 г.: «… Если расчет корректировки количественных и стоимостных показателей выписывается после 06.08.11, то плательщик налога должен указывать в нем код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины), независимо от даты составления налоговой накладной, к которой он выписывается». Бывают ситуации, когда не имея в полученной от контрагента налоговой накладной кода товара согласно УКТ ВЭД и не получив такую информацию от продавца на письменный запрос, субъект хозяйствования также не указывает этот код в накладной при последующих продажах, рассчитывая на положительный исход дела при возможном судебном разбирательстве. Тут также риск один – угроза остаться без налогового кредита у последующего покупателя товара, ведь НН, заполненная с нарушением требований, установленных к ее заполнению, не сможет послужить основанием для отнесения уплаченного таким покупателем НДС в состав налогового кредита. Но если уж так произошло, и в цепочке поставок оказалась НН без такого обязательного реквизита (либо есть основания усомниться в правильности указанного кода УКТ ВЭД), при этом договориться с поставщиком не удается, а времени на получение необходимой информации у компетентного органа по какой-то объективной причине нет, то у покупателя товара остается два выхода из ситуации:    - подать с налоговой декларацией за отчетный период заявление с жалобой на продавца, о чем уже говорилось выше (кстати, последний не несет никакой ответственности за неправильное заполнение НН, но поступление в налоговый орган такого заявления грозит ему документальной внеплановой проверкой, в которой будут выясняться достоверность и полнота начисления им налоговых обязательств по данной операции);     - формировать оборонительную позицию, основанную на том, что наличие отдельных недостатков в НН не делает ее недействительной и полностью не лишает права на включение суммы налога в налоговый кредит (при этом следует запастись веской доказательной базой для суда о полноценности такой накладной), а также на отсутствии в действующем законодательстве каких-либо требований и обязанностей у него самостоятельно определять код товара согласно УКТ ВЭД. Такая обязанность возложена на контролирующие органы. Как определить страну происхождения товара? Непосредственно с импортером и его обязанностью указывать код УКТ ВЭД в НН вроде бы все понятно, но в отношении такой обязанности у других поставщиков по цепочке продажи/приобретения этого импортированного товара следует прослеживать, не утратил ли этот товар статус товара, ввезенного на таможенную территорию Украины. С целью установить, является ли тот или иной товар ввезенным на таможенную территорию Украины, обратимся к порядку определения страны происхождения товара, содержащемуся в разделе XII ТКУ. Так, согласно ст. 277 данного Кодекса страной происхождения считается страна, в которой товар был полностью произведен (ст. 278) либо подвержен достаточной переработке (ст. 279) в соответствии с критериями, установленными данным Кодексом. В случае, если в производстве товара принимают участие две или более стран, происхождение товара определяется согласно критерию достаточной переработки, а именно: страной происхождения товара считается страна, в которой было осуществлено полное изготовление товара или последние операции по его переработке, достаточные для того, чтобы товар получил основные характерные черты. Критериями достаточной переработки являются:     правило, требующее в результате переработки товара изменения классификационного кода товара по Украинскому классификатору товара внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков;     правило адвалерной доли, которое заключается в изменении стоимости товара в результате его переработки, когда процентная часть стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной части в стоимости конечного товара (Порядок установления и применения адвалерной доли и выполнения производственных и технологических операций утвержден постановлением КМУ от 20.12.06 г. № 1765);     выполнения производственных и технологических операций, которые могут не привести в результате переработки товара к изменению его кода или стоимости согласно правилу адвалерной доли, но с соблюдением определенных условий считаются достаточными для признания товара происхождением из той страны, где такие операции имели место. Таким образом, если товар на территории Украины после ввоза был переработан, в результате чего изменился его код согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, такой товар уже не считается ввезенным на территорию Украины и может быть причислен к товарам украинского происхождения. Кстати, с таким мнением согласно и главное налоговое ведомство, предоставляя консультацию в Единой базе налоговых знаний: «… Учитывая изложенное (руководствуясь статьями 278, 279 раздела XII Таможенного кодекса Украины), если из импортированных товаров были произведены другие виды продукции или такие товары подвергались достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины, то изготовленные, обработанные/переделанные товары считаются товарами украинского происхождения, а потому при их поставке код УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается…». Происхождение товара может быть подтверждено сертификатом о происхождении товара (ст. 282 ТКУ), свидетельствующим о том, что данный товар происходит из соответствующей страны. Следовательно, если из импортированных товаров были произведены другие виды продукции или такие товары подвержены достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины (за исключением случаев, указанных в ст. 280 ТКУ), то такие товары считаются товарами украинского происхождения, и при их продаже код УКТ ВЭД в налоговой накладной указывать не нужно. Юридическая компания "ПРАВОЗАЩИТА УКРАИНА" Источник: www.pravotoday.in.ua
12:11
721
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...