Привлечение к ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения по-новому
Со вступлением в силу Закона Украины "О Национальной полиции" в нашей стране изменились подходы к административной ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения и порядку уплаты штрафов, так как с этим Законом вступили в силу и изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП). Постараемся разобраться, что несут новеллы от законодателя.
Одним из основных новшеств является то, что к уже существующим способам административного наказания за нарушения некоторых видов Правил дорожного движения законодатель предлагает использовать альтернативу — систему штрафных баллов.
Отныне каждому водителю ежегодно с начала календарного года или со дня получения права управления транспортным средством и до конца года бесплатно начисляется 150 баллов.
Штрафные баллы являются своего рода взысканием, которое налагается на водителей за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, установленные КоАП. В случае фиксации правонарушения дорожного движения в автоматическом режиме от общего количества баллов водителя, совершившего такое правонарушение, списывается количество штрафных баллов, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части КоАП.
Таким образом, водителю не нужно оплачивать штрафы в денежной форме. Баллы будут списаны автоматически. Стоит отметить, что если размер взыскания в виде штрафных баллов превышает остаток баллов у водителя, штрафные баллы списываются в соответствии с остатком независимо от размера штрафных баллов, указанных в соответствующей статье КоАП.
Размер баллов, которые подлежат списанию, одинаков — 50 баллов (в соответствии со ст. 122 КоАП).
Подобный принцип "мягкости наказания" действует только при автоматической фиксации нарушения. Если же нарушение Правил дорожного движения выявил патрульный полицейский, водителю придется уплатить штраф.
Таким образом, законодатель вводит необратимость наказания за нарушения правил на дороге.
Однако не за все нарушения Правил дорожного движения можно отделаться списанием штрафных баллов.
К нарушениям, за которые можно рассчитаться баллами, относятся следующие: превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на двадцать километров в час; нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог; правил перевозки грузов; буксировки транспортных средств; остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов; непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах; а также нарушение установленного для транспортных средств запрета движения по тротуарам или пешеходным дорожкам; нарушение правил проезда перекрестков; остановок транспортных средств общего пользования; проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика; нарушение правил обгона и встречного разъезда; безопасной дистанции или интервала; расположения транспортных средств на проезжей части; нарушение правил движения по автомагистралям; пользование внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления; использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов; использование во время движения транспортного средства средств связи, не оборудованных техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время исполнения ими неотложного служебного задания), а также нарушение правил учебной езды.
После того как водитель исчерпает лимит баллов, за последующие нарушения, если таковые будут в течение оставшегося календарного года, он должен будет оплачивать штрафы в денежном виде.
Стоит обратить внимание, что баллы не могут накапливаться и переходить в следующий календарный год. Если водитель не нарушал Правила дорожного движения в течение года и не использовал штрафные баллы, то они не переходят в следующий календарный год, а попросту сгорают.
Еще одним нововведением законодателя является то, что в санкциях статей КоАП, регламентирующих ответственность водителей, вводятся четкие размеры штрафов, а не как раньше "от и до", что являлось одной из главных причин коррупции на дороге.
Также стоит обратить внимание и на то, что изменения затронули и порядок оплаты штрафов. Теперь, если водитель оплатит штраф в течение пяти банковских дней со дня вручения постановления о наложении административного взыскания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, то ему полагается скидка в размере 50 %. То есть он может оплатить 50 % штрафа, и постановление о наложении взыскания будет считаться выполненным. Это должно, по задумке законодателя, стимулировать водителя к своевременной оплате штрафов, а не к уклонению от них, как сейчас. В случае же, если водитель не оплатит штраф в течение тридцати дней со дня вручения постановления о наложении взыскания, он будет обязан дополнительно оплатить и пеню в двойном размере штрафа.
В целом считаю, что такие нововведения являются прогрессивным шагом, так как они, на мой взгляд, в комплексе с началом более эффективной работы патрульной службы полиции приведут к большей дисциплине на дороге со стороны водителей, к снижению уровня коррупции со стороны патрульных и в целом благоприятно отразятся на ситуации с безопасностью на дороге.