Новые правила контроля за пожарной безопасностью для бизнеса
Кодекс гражданской защиты Украины, который вступил в силу с 21 ноября 2012 года, закрепляет основные принципы государственной политики в сфере гражданской защиты, разделяет полномочия и задачи центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, устанавливает порядок реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий, а также регулирует вопросы, связанные с финансовым и материальным обеспечением гражданской защиты, подготовкой кадров для органов гражданской защиты, их социальной защитой и другие вопросы.
Согласно Кодексу, пожарная охрана разделяется на государственную, ведомственную, местную и добровольную. Как и сегодня, государственная пожарная охрана осуществляется Государственной инспекцией техногенной безопасности Украины (далее — «Инспекция»). Основной задачей Инспекции (территориальных органов) является контроль за соблюдением требований законов в сфере техногенной, пожарной безопасности и гражданской защиты. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования. Порядок проведения проверок пока что остался неизменным, и должен соответствовать Закону об основах госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности.
Санкции
Полномочия по применению санкций за нарушение требований законодательства по вопросам техногенной и пожарной безопасности возлагаются на должностных лиц Инспекции, которые могут издавать соответствующие предписания и постановления. Кодекс содержит перечень видов нарушений пожарной и техногенной безопасности, которые могут стать фактическим основанием для привлечения субъекта к ответственности (ст. 69 Кодекса).
Существенных изменений претерпел порядок применения санкции, которая имеет важнейшее значение для бизнеса — полное или частичное приостановление работы предприятий, объектов, отдельных производств, цехов, участков, эксплуатации машин, оборудования, транспортных средств. Теперь принимать решение о применении такой санкции будет исключительно административный суд на основании соответствующего обращения Инспекции. Исходя из требований территориальной подсудности, установленных КАС, органам Инспекции следует обращаться в местный административный суд по месту регистрации субъекта хозяйствования. Кроме того, остается открытым вопрос относительно порядка прекращения действия такой санкции.
Также в ст.70 Кодекса содержится исчерпывающий перечень оснований для обращения органов Инспекции в суд с требованием приостановить работу предприятия. Таким образом, Кодексом устанавливается исключительно судебный порядок приостановления работы субъектов хозяйствования и только при наличии нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью людей.
Напомним, что на сегодняшний день решение о приостановлении может быть принято должностным лицом территориального органа государственного пожарного надзора в виде постановления о применении обеспечительных мер.
Разрешение на начало работы
Также одним из главных нововведений Кодекса является полная отмена процедуры получения разрешений органов пожарной безопасности на начало работы новосозданных предприятий, а также на начало использования субъектами хозяйствования объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей). Для этого необходимо будет подать декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (далее — «Декларация»).
Для субъектов хозяйствования с высокой степенью риска дополнительно необходимо предоставить положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Критерии для оценки степени риска определены постановлением правительства № 306 от 29.02.2012 г.
Правом на проведение оценки противопожарного состояния, а также оформление заключения будут наделяться субъекты хозяйствования, обладающие соответствующей лицензией. Напомним, что сегодня для начала работы предприятия или эксплуатации объекта недвижимости необходимо получить соответствующее разрешение Инспекции. Процедура выдачи разрешения урегулирована постановлением КМУ № 150 от 14.01.2001 г.
Декларация
Декларация подается субъектом хозяйствования государственному администратору или непосредственно в Инспекцию и подлежит бесплатной регистрации в течение 10 дней со дня поступления. На сегодняшний день форма Декларации утверждена постановлением КМУ № 150 от 14.01.2001 года, однако не исключаем возможности принятия новой формы этого документа до введения в действие Кодекса.
Если Декларация по своему содержанию не соответствует установленным требованиям — в течение 1 рабочего дня после ее получения разрешительный орган отказывает в регистрации документа и возвращает его заявителю.
Если же Декларация не была зарегистрирована органом при этом соответствующий официальный отказ также не поступил, право на начало работы предприятия или на начало использования объекта недвижимости возникает на 11-й день со дня, когда Декларация должна быть зарегистрирована. Таким образом, будет действовать декларативный принцип начала работы предприятия (эксплуатации объекта). Декларация не подается в случае эксплуатации торгового места, киоска или контейнера, размещенных на рынке, а также при использовании арендованного объекта при наличии зарегистрированной Декларации у собственника.
На сегодняшний день подобная процедура начала работ новосозданных предприятий существует, однако она применяется исключительно для узкого круга объектов (п. 11-1 постановления КМУ №150 от 14.01.2001 года): — объект размещен в арендованном помещении (без изменения функционального предназначения и состояния отдельного помещения); — объект не относится к категории с массовым пребыванием людей и не является взрывоопасным; — объект является пожароопасным, но собственником заключен договор добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.
Заключительные и переходные положения
Особое внимание следует обратить на тот факт, что заключительными положениями Кодекса предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования, которые действуют на основании разрешений на начало работы (эксплуатацию объектов недвижимости и т.д.), выданных на основании Закона «О пожарной безопасности», подать Декларацию до 1 января 2014 года.
Кроме того, если предприятие будет включено в перечень объектов с высокой степенью риска, полагаем, что дополнительно к Декларации необходимо будет подать положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния торгового центра. Требование о получении заключения формально не предусмотрено заключительными положениями, однако, исходя из общей логики Кодекса, полагаем, что Инспекция может потребовать такой документ.
Сергей Неделько, юрист ЮФ «АНК».
www.ligazakon.ua