Легким движением руки налоговые обязательства превращаются в налоговый долг

Легким движением руки налоговые обязательства превращаются в налоговый долг
ГНАУ  и ВАСУ дали однозначную оценку тому, что обращаться в административные суды с исками о признании противоправными налоговых уведомлений – решений субъекта властных полномочий (либо об их отмене) можно в течение 1095 дней с момента получения такого уведомления – решения. Вместе с тем, НКУ содержит в себе еще один нюанс, имеющий более существенное значение и более серьезные возможные негативные последствия для налогоплательщика. Это касается положений п. 57.3 данного Кодекса, указывающих на то, что в случае определения денежного обязательства контролирующим органом по основаниям, указанным в пп. 54.3.1 – 54.3.6 НКУ, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления – решения, кроме случаев, когда в течение этого срока  такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа. При этом процедура административного обжалования прекращается, наряду с другими случаями, определенными в п. 56.17 НКУ, также и днем получения решения ГНАУ или специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела (т.е. ГТСУ) (пп. 56.17.3). День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика. В случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленный законодательством срок (т.е. установленный нормами п. 57.3 – 10 дней), такому плательщику направляется налоговое требование согласно п. 59.1 ст. 59 НКУ, а сумма денежного обязательства, неуплаченного в течение такого срока, становится налоговым долгом. При этом, порядок погашения налогового долга, содержащийся в главе 9 НКУ, также как и в его предшественнике - Законе Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон № 2181), не предусматривает приостановления его взыскания в случае судебного обжалования ранее согласованной суммы налогового обязательства. Вместе с тем, абз. 5 п. 56.18 ст. 56 НКУ установлено, что при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления в законную силу решения суда. Таким образом, обжалование налогоплательщиком в суд суммы налогового обязательства, согласованного в административном порядке, по истечению 10-дневного срока для уплаты такого обязательства, и, как следствие, трансформации его в налоговый долг, не возвращает такому обязательству статус несогласованного: такая сумма остается налоговым долгом налогоплательщика со всеми вытекающими отсюда последствиями взыскания. Хотя в случае положительного решения дела в пользу налогоплательщика соответствующие налоговые уведомления и требования считаются отозванными. При этом уплаченные (взысканные) на погашение такого налогового долга суммы могут при соответствующих обстоятельствах приобрести статус излишне уплаченных и подлежать возврату налогоплательщику в установленном порядке. Такая ситуация на практике свидетельствует об определенной проблеме, связанной со статусом налогового обязательства налогоплательщика, начавшего процедуру его обжалования, и применения действий по его взысканию как налогового долга. Так, положения НКУ четко дают понять, что в случае административного обжалования налоговых обязательств, определенных налоговыми уведомлениями-решениями, в порядке и в сроки, предусмотренные данным Кодексом, они остаются несогласованными вплоть до окончания процедуры административного обжалования. Вместе с тем, если после административного обжалования либо по истечении 10-дневного срока с момента получения таких налоговых уведомлений-решений налогоплательщик примет решение обжаловать их в суде, может возникнуть ситуация, при которой налоговые обязательства, определенные ими, превратятся в налоговый долг со всеми вытекающими отсюда последствиями (выставлением налоговых требований, описью и арестом активов). Таким образом, важно понимать, что нормы абз. 5 п. 56.18 ст. 56 НКУ действуют только в тех случаях, когда налоговые обязательства не стали налоговым долгом в понимании данного Кодекса. 29 июля сего года в силу вступил приказ ГТСУ № 315 от 18.04.2011, которым главное таможенное ведомство утвердило Порядок оформления, подачи плательщиками налогов жалоб на денежные обязательства, определенные таможенными органами, и их рассмотрение ГТСУ. Последний пункт 5.3 этого порядка содержит единственное предложение о том, что день окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов. Предшественник нового порядка приказ ГТСУ от 08.02.2006г. № 97, наряду с указанной формулировкой так же содержал в себе норму о том, что в случае обращения плательщика налогов в суд с целью обжалования налоговых уведомлений, последние считаются не согласованными. Что это: упущение или намеренное не включение положения о статусе несогласованности налоговых уведомлений в случае их судебного обжалование? Вряд ли первое, учитывая строго фискальную направленность деятельности нашего государства. Отсюда вывод: читать абз. 5 п. 56.18 ст. 56 НКУ буквально, а именно, при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство (только если оно не стало налоговым долгом) считается несогласованным до дня вступления в законную силу решения суда. Ольга Давыденко, юрист, партнер ЮК «Правозащита Украина»   Копирование и перепечатка данного материала разрешена исключительно со ссылкой на сайт www.pravozahyst.com Источник: pravotoday.in.ua
11:04
738
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...