Пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста
Эта статья написана, с целью облегчить самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы посетителей сайта, по этой причине, вопросы, задаваемые в порядке бесплатной консультации, будут игнорироваться.
Размер пособия (помощи) по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (далее — Пособия) установлен двумя законами:
1. Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, вызванными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-ІІІ (далее — Закон-1), который распространяется на застрахованных лиц, т.е. матерей, которые до беременности работали. 2. Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХІІ (далее — Закон-2), который распространяется на не застрахованных лиц, т.е. матерей, которые до беременности не работали.
На сегодняшний день действующей ст. 43 Закона-1 предусмотрено, что размер Пособия, во всяком случае, должен быть не ниже размера прожиточного минимума, установленного законом. Каждый год Законом о Государственном бюджете Украины (далее — Законом о бюджете) утверждаются пять показателей прожиточного минимума: общий показатель; для детей возрастом до 6 лет; для детей от 6 до 18 лет; для трудоспособных лиц; для лиц, утративших трудоспособность.
В ст. 43 Закона-1 не указано, какой именно прожиточный минимум должен применяться и поэтому, в данном случае, речь должна идти об общем показателе прожиточного минимума, а ст. 15 Закона-2 в редакции, которая существовала до 01.01.08 г., было предусмотрено, что размер Пособия, во всяком случае, должен быть не ниже размера прожиточного минимума, установленного законом для детей до 6 лет. Однако ежегодно Законами о бюджете, действие ст. 43 Закона-1 и ст. 15 Закона-2 приостанавливались и устанавливались намного меньшие размеры Пособия. Хотя такие ограничения, приостановления, исключения и изменения ст. 43 Закона-1 и ст. 15 Закона-2 являются неправомерными и не должны применяться, т.к. они противоречат ч. 3 ст. 22 Конституции Украины (далее — Конституции) и разъяснениям Конституционного Суда Украины (далее — КСУ).
Так, в ч. 3 ст. 22 Конституции сказано: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Другими словами — если каким-то законом человеку было предоставлено право на льготы, гарантии, компенсации, денежные выплаты (в т.ч. и Пособие), то в последующем не допускается принятие законов, уменьшающих, приостанавливающих или отменяющих это право. А в ст. 8 Конституции сказано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основании Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется».
Таким образом, если какой-то законодательный или нормативный акт, был принят с нарушением ч. 3 ст. 22 Конституции, а именно — уменьшил право человека на получение каких-либо выплат, льгот или компенсаций, то такой закон не может применяться, и должен действовать закон, давший человеку право на указанную выплату, льготу или компенсацию в максимальном размере. Причем для этого не обязательно принимать Решение КСУ, в котором будет указано, что тот или иной законодательный акт противоречит Конституции. По этой причине, даже без соответствующих Решений КСУ ст. 43 Закона-1 и ст. 15 Закона-2 должны применяться без ограничений, предусмотренных нормами Законов о бюджете.
Подтверждением правильности такого суждения является и п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 г. № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия», в котором сказано: «...суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или иного нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Конституцию как акт прямого действия. Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, которое не противоречит ей ... суд непосредственно применяет Конституцию в случае ... когда закон, который действовал до введения в действие Конституции или принят после этого, противоречит ей».
Также Решениями КСУ, а именно: от 6.07.99 г. № 8-рп/99, от 20.03.02 г. № 5-рп/2002, от 17.03.04 г. № 7-рп/2004, от 1.12.04 г. № 20-рп/2004, от 11.10.05 г. № 8-рп/2005, от 9.07.07 г. № 6-рп/2007, от 22.05.08 г. № 10-рп/2008 — были признаны неконституционными нормы Законов о бюджете, которые приостанавливали или ограничивали права граждан на получение социальных льгот, выплат, компенсаций. Так в упомянутых Решениях КСУ сказано, что: 1) льготы, компенсации, гарантии являются разновидностью социальной помощи и неотъемлемой составляющей конституционного права на достаточный жизненный уровень, поэтому сужение содержания и объема этого права путем принятия новых законов не допускается; 2) закон о Государственном бюджете Украины не может отменять или изменять объем прав и обязанностей, льгот, компенсаций и гарантий, предусмотренных иными законами Украины; 3) приостановление законом о Государственном бюджете Украины действия иных законов Украины по предоставлению льгот, компенсаций и гарантий, внесение изменений в иные законы Украины, не соответствует Конституции Украины; 4) Верховная Рада Украины не полномочна, при принятии закона о Государственном бюджете Украины, включать в него положения о внесении изменений в действующие законы Украины, приостанавливать действие отдельных законов Украины.
Исходя из вышеизложенного, с уверенностью могу сказать, что все «байки» работников учреждений соц.защиты или других лиц о том, что Решение КСУ невозможно выполнить в связи отсутствием изменений в законодательных актах, принятых Верховной Радой Украины, является неправомерным и противоречит Конституции и Закону Украины «О Конституционном Суде Украины», где четко сказано, что Решения КСУ являются обязательными для исполнения на территории страны (ст. 69 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»). А о том, что Пособия, как и иные социальные выплаты, не могут быть выплачены в полном объеме, из-за отсутствия на это средств в Государственном бюджете, также неправомерно по тому, что такая причина не может быть основанием для отказа в выплате Пособия — этот заключение было сделано Европейским Судом по правам человека при вынесении Решения от 08.11.05 г. по делу «Кечко против Украины», в котором сказано: «Суд не принимает аргумент Правительства относительно бюджетных ассигнований, поскольку органы государственной власти не могут ссылаться на отсутствие средств как на причину невыполнения своих обязательств».