Злостным должникам — конец?
Вводится автоматизированное списание долгов.
Автор: Татьяна Кириленко
Лишь в прошлом году банки 35 757 раз отказали Государственной исполнительной службе предоставить информацию о наличии счетов должников. Причин отфутболивания более чем достаточно. Но отныне его заменят автоматизированным списанием долгов.
Почему до сих пор банки отвечали отказом? Прежде всего потому, что сразу несколько статей (60, 61, 62) Закона «О банках и банковской деятельности» защищают информацию о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе его обслуживания. То есть финучреждения обязаны обеспечивать сохранность банковской тайны.
Хотя положение Закона «О банках и банковской деятельности» согласуется с положением п. 21 ч. 3 статьи 18 Закона «Об исполнительном производстве», на практике банки часто неправильно их толкуют и отказываются предоставлять исполнителям информацию о номерах счетов должника и средствах, которые хранятся на них.
Отговорки придумывают самые разные. Например, нередко в ответ на запрос присылали сообщения, что, дескать, средств на счете недостаточно для удовлетворения требований исполнительного производства.
Еще одна причина, тормозившая принудительный возврат долгов, — это не просто странная, а весьма сложная, длительная и хлопотная процедура их взыскания через исполнительную службу.
Если прибавить к этому еще и пассивность самих исполнителей (особенно государственных), то армия потерпевших кредиторов в разы перевесит несколько десятков тысяч отказов, присланных банками в ответ на запросы о доступе к счетам должников.
Чтобы эти утверждения не казались голословными, следует подтвердить их фактами. Согласно Закону «Об исполнительном производстве», арест на средства должника исполнитель накладывает немедленно после открытия исполнительного производства, но (внимание!) только при условии, если взыскатель сообщит банковские счета должника (ч. 7 ст. 26). Откуда такие сведения может взять кредитор, который не в ладу с заемщиком, никого не интересовало.
Правда, законодательная норма требует и от самого исполнителя проверять каждые две недели имущественное состояние должника на наличие у него счетов (ст. 48), а в случае выявления наложить арест на них не позднее следующего рабочего дня с момента их обнаружения (ст. 13, 48, 56).
И даже если исполнитель добросовестный, не факт, что от его активности будет положительный эффект. Ведь дело в том, что обнаруживать у должника счета в банке и узнавать сумму средств на них исполнитель может, подав соответствующий запрос в Государственную фискальную службу.
Но обычно там ему предоставляли информацию о счетах лишь должников — юридических лиц или физических лиц-предпринимателей.
Получить данные о счетах должников — физических лиц можно, лишь подав соответствующее требование во все банковские учреждения страны (централизованного учета таких счетов нет).
Все это требует много времени и денег. Потому что даже во времена цифровых технологий документооборот между органами государственной исполнительной службы, Казначейством и банками (их у нас 73) происходит в бумажном виде, да еще и с помощью средств почтовой связи или самостоятельной доставки.
Так что не удивительно, что большинство исполнителей редко использовали такой механизм, и это давало возможность должникам свободно пользоваться средствами, уклоняясь от выполнения своих финансовых обязательств.
Кроме того, обнаружить средства — это даже не половина дела. Действующий механизм их списания со счетов должника препятствовал оперативному исполнению решения. Ведь, согласно инструкции, утвержденной Постановлением Нацбанка от 21.01.2004 № 22, для принудительного списания средств исполнитель оформляет в трех экземплярах платежное требование по определенной форме.
А еще надо было учитывать приложение к Инструкции, где прописан ряд других требований, которые следует соблюсти и собрать все необходимые подписи и печати. Потом документы нужно прислать на проверку и согласование в местный орган Казначейства (частным исполнителям — в банк, который их обслуживает). И лишь после проверки банками платежных требований взыскателя исполнители отправляют платежные требования в банк для принудительного списания средств.
Такому хождению окольный путями можно положить конец достаточно быстро. И это не предположение, а практика, которая уже заставила злостных неплательщиков алиментов отдавать средства на содержание оставленных детей. Сейчас достаточно было приобщить к этой категории других должников, облегчить и автоматизировать процесс доступа к информации об их банковских счетах.
В конце концов именно так и сделали. На своей странице в Facebook заместитель министра юстиции Андрей Гайченко, заметил, что, по результатам общих мероприятий Министерства юстиции и Нацбанка, а также достигнутых во время их договоренностей, внесены изменения, которые упростят работу исполнителей.
Так о чем же идет речь? По инициативе Минюста, Нацбанк внес изменения в Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные постановлением № 267 правления НБУ еще в июле 2006 года. Новым постановлением от 12 февраля 2021 г. № 18 предусмотрено, что информация, которую будут предоставлять банки по требованию исполнителей о наличии и состоянии счетов должника, отныне обязательно должна содержать номера счетов, открытых должником в банке, а также суммы средств на этих счетах.
Это не только значительно облегчит и ускорит работу исполнителей, но и станет основанием для введения автоматизации процесса. А следовательно, надо внести изменения еще и в Порядок автоматизированного ареста средств должников на счетах в банках по исполнительным производствам.
Речь идет об уже упомянутой норме: добавить к плательщикам алиментов должников всех категорий, чтобы и в отношении них заработал автоматизированный процесс получения исполнителями информации о банковских счетах должника.
Национальный банк своим письмом от 16 марта 2021 года согласовал эти изменения, а Минюст внес их приказом от 23 марта 2021 № 1061/5. Однако чтобы исполнители в автоматизированном режиме смогли списывать выявленные на счетах средства должника, понадобился еще и совместный приказ Минюста и Минфина. Он предполагает введение механизма создания, передачи и проверки платежных требований на принудительное списание средств во время принудительного исполнения судебных решений в электронной форме. То есть органы государственной исполнительной службы (частные исполнители), органы Казначейства и банки будут обмениваться информацией онлайн во время передачи платежных требований.
Итак, при условии соблюдения законодательных и нормативных актов, механизм взыскания упростится, автоматизируется, ускорится и, главное, станет значительно более эффективным. Пошагово процедура будет выглядеть так: исполнитель с помощью автоматизированной системы исполнительного производства (АСИП) создает и направляет в банки требование о получении информации о наличии счетов должника и средств на них.
Дальше банки в течение часа после получения требования с помощью системы автоматизированного ареста средств отправляют исполнителю затребованную информацию. В ответ он с помощью АСИП направляет в банк, где открыты счета должника, постановление об аресте средств. Банк их арестовывает и сообщает исполнителю с помощью системы автоматизированного ареста.
Следующий шаг исполнитель делает с помощью АСИП: направляет в банк платежные требования на принудительное списание средств; банк это делает и перечисляет списанные суммы органу государственной исполнительной службы или частному исполнителю, которые переводят средства взыскателю.
Контактирование исполнителей с банками представляется весьма сложным. Однако на самом деле проходит быстро, ведь происходит онлайн, и, главное, заканчивается результативно.
Инициаторы изменений надеются, что к обновленной системе принудительного взыскания долгов присоединится большинство банков. Потому что хотя на середину апреля к этой опции присоединились всего семь банков, но 44 заработали в тестовом режиме, а на стадии консультаций и предварительных настроек по подключению к тестовой среде находятся еще 11 банков.