Как проследить за действиями полиции при составлении админнарушения?
Но как простым гражданам можно проследить за правильным процессом о составлении админправонарушения, возможно ли его обжаловать и чем этот процесс отличается от обжалования аналогичных постановлений и действий гаишников?
«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, как стоит себя вести, и что при этом нужно предпринимать.
К чему можно придраться?
К процессу
Согласно ст. 280 КоАП, при рассмотрении дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) обязан выяснить: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли данное лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если должностное лицо перечисленного выше не выполнило, то это может стать поводом для обращения в суд с иском об отмене постановления.
Напомним, права лица, которое привлекается к административной ответственности, в соответствии со ст. 268 КоАП:
- знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права;
- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если лицо не владеет языком, на котором ведется производство;
- присутствовать при рассмотрении дела;
- обжаловать постановление по делу.
Перечисленные пункты — это минимальный набор прав лица, которое привлекается к административной ответственности. Не разъяснили права, не дали ими воспользоваться — это также может стать поводом для обжалования постановления.
Важный момент: в соответствии с инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах полиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины №1376 от 6 ноября 2015 года, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должны быть разъяснены его права, предусмотренные ч. 1 ст. 268 КоАП и статьями 55, 56, 59, 63 Конституции Украины.
К отсутствию доказательств
По содержанию ст. 251 КоАП, доказательствами по делу об админправонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган (должностное лицо) в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей; заключением эксперта; вещественными доказательствами и показаниями технических приборов и средств, имеющих функции фото- и видеозаписи (в т.ч. теми, которые используются лицом, привлекаемым к административной ответственности, или свидетелями, а также работающими в автоматическом режиме для надзора за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения): протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.
Если аудиофиксация не проводилась, протокол об административном правонарушении не был составлен, свидетелей не было или у них не были отобраны объяснения и т.п., как чаще всего и случается на практике, то фактически на руках у полицейских остается «голое» постановление, которое само по себе не является доказательством.
К постановлению
Как предусмотрено ст. 283 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должно содержать такие сведения: дата, время и место совершения административного правонарушения; транспортное средство, которое зафиксировано в момент совершения правонарушения (марка, модель, номерной знак); техническое средство, которым осуществлена фото- или видеозапись; размер штрафа и порядок его уплаты; правовые последствия невыполнения постановления об административном взыскании и порядок его обжалования; отрывная квитанция с указанием реквизитов и возможных способов оплаты административного взыскания в виде штрафа.
Постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, кроме данных, определенных частей 2 и 3 ст. 283 КоАП, должно содержать сведения об адресе веб-сайта, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения; идентификатор для доступа к указанной информации, а также данные о порядке освобождения от административной ответственности.
Если постановление указанным требованиям не соответствует, например, отсутствуют сведения о техническом средстве (марка, модель), которым была осуществлена фото- или видеофиксация, то это может послужить одним из оснований для обжалования постановления.
Конечно, выше перечислены не все возможные варианты оснований для обращения в суд, а лишь чаще всего встречающиеся. Можно говорить также о нарушении материальных норм — например, о квалификации действий правонарушителя под действие определенной статьи или ее части.
Мария Дунай, Судебно-юридическая газета