Верховный Суд разъяснил основания для признания договора ипотеки недействительным
кто заключил договор в отношении общего имущества, и третье лицо — контрагент по такому договору, — действовали недобросовестно, в частности, что третье лицо знало или по обстоятельствам дела не могло не знать о том, что имущество принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, и тот из супругов, который заключает договор, не получил согласия другого супруга. Об этом идет речь в Постановлении Судебной палаты в гражданских делах ВСУ от 30 марта 2016 года №6-533цс16.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 203, ч. 1 ст. 215 ГК основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями 1-3, 5 и 6 ст. 203 настоящего Кодекса, и, в частности, когда содержание сделки противоречит Гражданскому кодексу Украины (ГК), другим актам гражданского законодательства.
Следовательно, основанием недействительности сделки является несоблюдение стороной (сторонами) требований о соответствии содержания сделки ГК и другим актам гражданского законодательства именно на момент совершения сделки.
По смыслу ст. 60 СК приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности, если не доказано обратное.
По смыслу статей 572, 575 ГК ипотека является видом обеспечения исполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя, согласно которому ипотекодержатель имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки.
В соответствии со ст. 578 ГК и ст. 6 Закона «Об ипотеке» имущество, находящееся в общей собственности, может быть передано в залог (ипотеку) только с согласия всех совладельцев.
Такое согласие по своей правовой природе является односторонней сделкой. Согласно ч. 1 ст. 219 ГК, в случае несоблюдения требования закона о нотариальном удостоверении односторонней сделки такая сделка является ничтожной.
Вместе с тем отсутствие такого согласия само по себе не может быть основанием для признания договора, заключенного одним из супругов без согласия другого супруга, недействительным.
Так, п. 6 ст. 3 ГК к основам гражданского законодательства отнесена также добросовестность.
В соответствии с ч. 2 ст. 369 ГК и ч. 2 ст. 65 СК при заключении одним из супругов договора по распоряжению общим имуществом считается, что он действует с согласия другого супруга.
Виктория Никитина, Судебно-юридическая газета