Пленум ВАСУ проанализировал практику применения Закона об очищении власти
Пленум Высшего административного суда 18 сентября 2015 одобрил анализ практики применения административными судами отдельных положений Закона «Об очищении власти».
Секретарь Пленума ВАСУ Михаил Смокович сообщил, что по информации окружных и апелляционных административных судов, начиная с даты вступления в силу Закона об очищении власти и по состоянию на 15 сентября 2015 года в окружные административные суды поступило 814 дел и материалов, связанных с применением этого Закона, в том числе с требованием о признании противоправным заключения о результатах проверки. Согласно статистическим данным, эти суды рассмотрели 261 дело и материал, из которого 164 — по сути. В 108 из них исковые требования удовлетворены. В апелляционные административные судов поступило 164 дела по апелляционным жалобам. По сути в апелляционном порядке рассмотрено 90 дел, из которых отменено решение в 19 делах.
ВАСУ получил 50 кассационных жалоб по делам об увольнении с публичной службы. По сути такие дела в кассационном порядке еще не рассматривались.
Анализируя нормы законодательства, суды делают выводы, что обязательным условием проведения проверки является отобрание пояснений у лица, которое проверяется, для обязательного учета их при составлении заключения. В случае, если у лица такие объяснения не отбирались, или же когда лицо не могло по уважительным причинам подать письменные замечания в установленный срок, суды признают такие действия нарушением права истца на предоставление объяснений, а вывод считают преждевременным.
Также судьям админсудов рекомендовано учитывать при рассмотрении дел анализ судебной практики по делам об отстранении судьи от должности в связи с привлечением его к уголовной ответственности, продление срока отстранения судьи от должности. Как отметил Михаил Смокович, споры по обжалованию решений Высшей квалификационной комиссии Украины об отстранении судьи от должности, продлении срока отстранения судьи от должности административные суды рассматривают по правилам ст. 1711 Кодекса административного судопроизводства.
По данным Единого государственного реестра судебных решений, в течение 2010-2015 годов Высший административный суд Украины по сути рассмотрел 8 таких споров, в которых принято 5 постановлений об удовлетворении иска и 3 постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. Эти судебные решения вступили в законную силу и не пересматривались.
Михаил Смокович обратил внимание, что при решении вопроса об отстранении судьи от должности Высшей квалификационной комиссии судей необходимо считать органом, осуществляющим судебную функцию. В соответствии с процедурой рассмотрения этого вопроса следует применять принципы судебного процесса, гарантированные пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе принципы состязательности и равенства. Таким образом, ВККС обязана обеспечить и создать условия для реализации права судьи на участие в рассмотрении ходатайства о его отстранении от должности.
Кроме того, вносить ходатайство об отстранении судьи от должности может только Генеральный прокурор Украины. Таким образом законодатель обеспечил принцип независимости судьи, его иммунитет.
Вручение судье копий ходатайство и материалов о его отстранении является обязанностью прокурора. Нарушение этого правила является обязательным основанием для ВККС вернуть ходатайство Генеральному прокурору.
При решении вопроса об отстранении судьи от должности Комиссия как субъект властных полномочий реализует властную управленческую функцию, поэтому споры в этих отношениях относятся к административной юрисдикции.
Постановления ВАСУ по делам по поводу обжалования решений Комиссии об отстранении судьи от должности (продлении срока отстранения) не подлежат пересмотру в Верховном Суде Украины, пояснил секретарь Пленума ВАСУ.