Сможет ли государство контролировать реальные доходы и расходы населения
Оставляя за рамками данной публикации общие вопросы межбанковских отношений и работы платежных систем (в споре регулятора с VISA и MasterCard, думаю, рано или поздно, должна родиться истина), зададимся вопросом: что же принесет новый закон потребителям банковских услуг?
Серьезная попытка
Наибольший общественный резонанс вызвали изменения, внесенные законом в Гражданский кодекс Украины. Они предоставляют Национальному банку, и без того наделенному беспрецедентными полномочиями, право устанавливать предельные суммы расчетов наличными для физических лиц.
Оговоримся: закон не устанавливает ни сроки таких нововведений, ни порядок определения лимита, ни исключения для тех или иных категорий граждан (например, пенсионеров) или торговых организаций (продавцов на рынке).
Похоже, имеет место первая серьезная (с момента введения идентификационных кодов) попытка государства оценить и поставить под контроль реальные доходы и расходы населения, сбережения которого измеряются десятками миллиардов долларов
Как бы там ни было, похоже, имеет место первая серьезная (с момента введения идентификационных кодов) попытка государства оценить и поставить под контроль реальные доходы и расходы населения, сбережения которого, по самым скромным подсчетам, измеряются десятками миллиардов долларов. Столкнувшись с ситуацией обескровливания экономики, законодатель стремится во что бы то ни стало «загнать» находящуюся в руках граждан наличность в банковскую систему.
Общая сумма депозитов физических и юридических лиц в банковской системе на конец сентября составляет, по данным НБУ, 526,6 млрд грн (около $64,5 млрд). На руках у граждан еще около $70-80 млрд. Таким образом, если удастся привлечь в оборот оставшиеся долларовые «заначки», то ресурсная база банков может удвоиться.
Следует признать, что ограничение наличных расчетов – это глобальный тренд. Большинство стран с наиболее высоким ВВП на душу населения оперативно вводят такие лимиты. Больше всех в этом преуспела Швеция, которая, по всей видимости, станет первой страной, полностью отказавшейся от наличных денег. Или CША, где 95% операций по картам – это безналичная оплата товара. В Украине 95% операций с картами – снятие наличных.
Отчаянное сопротивление
Но если необходимость в таких нововведениях назрела давно, то почему же большинство украинских СМИ встретили эту новость в штыки? Неужели украинцы так искренне не любят контроль во всех его проявлениях? Или не хотят (не могут) отказаться от «серых» схем?
Поскольку установление лимитов наличных расчетов отдано «на откуп» Национальному банку Украины, многое будет зависеть от того, насколько активно НБУ станет «закручивать гайки» в стремлении «обезналичить» сбережения граждан и влить их в экономику страны. А также от качества принимаемых регулятором решений.
Скорее всего, инициаторы принятия закона понимают: воплощая его положения в жизнь, можно наломать дров. Радикальные действия в таком деликатном вопросе неминуемо натолкнутся на отчаянное сопротивление и стремление обойти соответствующие ограничения любым способом, а также спровоцируют расцвет самых разных схем уклонения от контроля.
Поэтому не исключено, что первые практические шаги со стороны НБУ в этом направлении мы увидим нескоро. Начнут, скорее всего, с перевода на безналичные расчеты капитальных покупок, стоимость которых превышает среднемесячную зарплату граждан в десятки раз.
Без судов не обойтись
Меня как юриста интересует и легитимность нововведений. Дело в том, что даже борьба с нелегальными финансовыми потоками не должна нарушать конституционный принцип о недопустимости сужения содержания и объема существующих прав и свобод (в том числе, и права распоряжаться собственными денежными средствами путем расчета за товары и услуги наличными).
Я практически не сомневаюсь в том, что этому законодательному нововведению предстоит пройти «проверку на прочность» в Конституционном суде
И я практически не сомневаюсь в том, что упомянутой норме Гражданского кодекса в ее обновленном виде предстоит пройти «проверку на прочность» в Конституционном суде. И кто победит – Конституция или политическая/экономическая целесообразность – ответ неочевидный (КСУ уже не раз «ставил на уши» всю юридическую общественность новыми прочтениями того или иного закона).
Не исключаю, что норма о введении лимитов наличных расчетов для физических лиц, в случае реализации Национальным банком предоставленного законом права, может спровоцировать многочисленные судебные разбирательства и на «низшем» уровне – в судах общей юрисдикции.
Источник: forbes.ua