КСУ признал конституционными нормы, разрешающие Кабмину урезать социальные выплаты

КСУ признал конституционными нормы, разрешающие Кабмину урезать социальные выплаты

В частности, предметом рассмотрения органа конституционной юрисдикции стала норма п. 4 разд. VII "Заключительные положения" Закона "О Государственном бюджете Украины на 2011 год ".

Указанным пунктом установлено, что в 2011 году нормы и положения статей 39, 50, 51, 52, 54 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", статьи 6 Закона "О социальной защите детей войны", статей 14, 22, 37 и части третьей статьи 43 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда на 2011 год.

Субъекты конституционного представления полагают, что такой нормой Верховная Рада делегировала Кабмину право определять порядок и размеры социальных выплат, предусмотренных названными законами, менять их в зависимости от имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда Украины на 2011 год, чем ограничила конституционные права граждан на социальную защиту.

Авторы представления также считают, что предметом регулирования закона о Госбюджете может быть исчерпывающий перечень правоотношений, определенный Конституцией и Бюджетным кодексом, в который не входит решение вопроса об особенностях применения других действующих законодательных актов.

Проанализировав сложившиеся правоотношения, КСУ пришел к выводу, что указанные нормы соответствуют Конституции.

В обоснование такой позиции Суд сослался на ст 22 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой размеры социальных выплат и помощи устанавливаются с учетом финансовых возможностей государства. Судьи также не обошли вниманием практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в анализируемой сфере. Так, в мотивировочной части имеется ссылка на решение от 9 октября 1979 года по делу "Эйри против Ирландии", в котором констатировано, что осуществление социально-экономических прав человека в значительной мере зависит от финансового положения государства, а также решение по делу "Кйартан Асмундсен против Ирландии" от 12 октября 2004 года, которым решен вопрос допустимости уменьшения социальных выплат.

КСУ подчеркнул, что предусмотренные законами социально-экономические права не являются абсолютными. Механизм реализации этих прав может быть изменен государством, в частности, из-за невозможности их финансового обеспечения, путем пропорционального перераспределения средств в целях сохранения баланса интересов всего общества. Кроме того, такие меры могут быть обусловлены необходимостью предотвращения или устранения реальных угроз экономической безопасности Украины, что согласно ст. 17 Конституции является важнейшей функцией государства. Следовательно, изменение механизма начисления некоторых видов социальных выплат и пособий является конституционно допустимым до тех пределов, за которыми ставится под сомнение сама сущность содержания права на социальную защиту, а значит недопустимым будет установление такого правового регулирования, согласно которому размер пенсий, других социальных выплат и пособий будет ниже уровня, определенного в ч. 3 ст. 46 Конституции, и не позволит обеспечивать надлежащие условия жизни человека в обществе и сохранять его человеческое достоинство.

Кроме того, Суд считает, что предоставление Кабмину права определять порядок и размеры социальных выплат, исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета ПФ, согласуется с функциями правительства Украины, определенным в п.п. 2, 3 части первой статьи 116 Конституции.

Напомним, в пока ещё не подписанном Президентом Законе "О Государственном бюджете Украины на 2012 год" также имеется норма, аналогичная той, которая стала предметом этого конституционного рассмотрения.

www.ligazakon.ua

18:32
584
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...