Правовая консультация по вопросу индексации заработной платы, начислению отпускных сотрудникам работ
Помимо вопросов с минимизацией налогообложения, так же часто задются вопросы не столь важные, но актуальные для бухгалтеров предприятий вопросы:
1. Каким способом можно избежать начисления отпускных совместителям?
2. Можно ли избежать начисления индексации з/п? Какие штрафные санкции, если индексациия не начислялась?
В ответ на поставленные вопросы сообщаем следующее:
1. Право на отдых всем работникам, в т. ч. и совместителям, гарантируется законодательством Украины (ст.45 Конституции Украины, ст. 2 Закона Украины «Об отпусках», Кодексом законов о труде Украины, другими нормативно-правовыми актами).
В частности, ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено, что право на отпуска имеют граждане Украины, находящиеся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежностей, а также работающие по трудовому договору у физического лица.
Каждый работник, кроме основного трудового договора, заключенного по основному месту работы, имеет право заключать трудовые договоры на работу по совместительству (ч. 2 ст. 21 КЗоТ Украины).
«Неосновной» характер работы не ограничивает совместителя в его трудовых правах и социальных гарантиях. Работники-совместители имеют право на ежегодный основной отпуск так же, как и работники, для которых место работы является основным. Ведь национальное законодательство не содержит особенностей и ограничений в предоставлении такой категории работников ежегодных отпусков.
Однако это право не распространяется на граждан, которые выполняют работу по гражданско-правовым договорам (например, по договору подряда), заключение которых регулируется нормами гражданского права.
Частные предприниматели (физические лица – субъекты предпринимательской деятельности) также не имеют права на ежегодные отпуска, поскольку они не находятся в трудовых отношениях.
Следовательно, избежать начислений отпускных совместителям возможно путем выведения их из сферы трудовых правоотношений в гражданско-правовые и хозяйственные отношения.
2. Индексация денежных доходов населения (в том числе заработной платы) происходит на основании Закона Украины от 3 июля 1991 года № 1282-XII "Об индексации денежных доходов населения" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон Украины "Об индексации денежных доходов населения").
На основании данного закона разработан Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный Постановлением КМУ от 17.07.2001 г. №1078 с последующими изменениями и дополениями.
Так, индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные на территории Украины в гривнах и не имеющие разового характера, в частности:
оплата труда наемных работников предприятий, учреждений, организаций в денежном выражении, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, имеющие постоянный характер.
Правительство не может обязать предприятия повысить должностные оклады (тарифные ставки) в связи с ростом инфляции, но принять решение не проводить индексацию предприятия тоже не могут, поскольку это государственная гарантия.
В случае же заключения разовых гражданско-правовых договоров с гражданами или хозяйственных договоров с физическими лицами-предпринимателями, где действует договорная оплата выполненной работы, доходы от такой деятельности не индексируются.
В соответствии со ст. 13 Закона Украины "Об индексации денежных доходов населения" контроль за соблюдением законодательства об индексации денежных доходов населения осуществляется соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления.
Статьей 15 данного Закона предусмотрено, что за нарушение законодательства про индексацию денежных доходов населения виновные лица привлекаются к ответственности согласно закона.
В соответствии с действующем законодательством за непроведение индексации заработной платы применяются финансовые и административные штрафы.
Так, согласно ч. 2 ст. 265 КЗоТ юридические и физические лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда — в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.
Указанные штрафы накладываются на юридическое лицо уполномоченными органами по результатам плановых или внеплановых проверок.
Также, частью 1 ст. 41 КУоАП Украины предусмотрена административная ответственность за иные нарушения трудового законодательства (к которым относится и вышеуказанное нарушение) от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.).
Административные штрафы налагаются на основании решения суда на должностных лиц предприятия, которое выносится по результатам рассмотрения протокола о наложении административного штрафа, который выписывает инспектор по труду во время проверки работодателей.