Реформа системы, не имеющей представления о правах человека

Реформа системы, не имеющей представления о правах человека

Планируется осуществить ряд существенных изменений. Во-первых, милицию переименуют в полицию. Глава МВД Арсен Аваков принял такое решение после того, как Верховная Рада своим новым законом позволила создавать отряды «народной милиции» в отдельных районах Донбасса. «Милиция является рудиментом советской эпохи и означает «вооруженное народное ополчение». В то время как полиция — это профессиональный государственный орган, призванный обеспечивать правопорядок, избегая карательных функций», — идет речь в видеоролике.

Согласно концепции обновленное МВД будет заниматься правоохранительной деятельностью, защитой конституционного строя и территориальной обороной, миграционной деятельностью, охраной государственной границы, гражданской защитой населения и пожарно-спасательными работами. Будут ликвидированы такие органы, как ГУБОП, транспортная милиция, ветеринарная милиция, милиция по делам детей. Вместо ряда спецподразделений типа «Беркута» или «Грифона» создадут единое спецподразделение вроде американского S.W.A.T.

Единственной политической фигурой в МВД будет сам министр, руководителей подразделений министерства (национальной полиции, Нацгвардии, пограничной службы, миграционной службы, службы по чрезвычайным ситуациям) будут выбирать сугубо по профессиональному принципу, их назначения или увольнения не будет зависеть от смены политической власти. Все сотрудники МВД (не только руководство, но и рядовые сотрудники) должны будут пройти переаттестацию согласно закону о люстрации.

В населенных пунктах сотрудники ГАИ и ППС будут осуществлять совместное патрулирование улиц. По словам авторов концепции, для ППС ходить пешком по улицам — это вчерашний день, им нужна мобильность даже больше, чем инспекторам ГАИ. Кроме того, ГАИ лишат несвойственных полиции функций — регистрация автотранспорта и выдача водительских удостоверений.

Основные функции охраны правопорядка будут осуществлять участковые инспекторы совместно с ППС. В городах будет создана муниципальная полиция двойного подчинения — органам местного самоуправления и МВД.

Значительно сократится количество работников правоохранительных органов — с 376 милиционеров на 100 тыс. населения до 300 полицейских согласно стандартам ООН. Полиция будет демилитаризована, то есть станет более гражданской: в погонах останется лишь часть полицейских, выполняющих практическую работу по противодействию преступности.

Оценить целесообразность именно такого вида обновленного МВД рядовому гражданину пока трудно, придется поверить на слово экспертам-правозащитникам, разрабатывавшим «Стратегию развития органов внутренних дел Украины» (так была названа концепция реформы), — представителям Харьковской правозащитной группы и Центра исследований правоохранительной деятельности. Проект был разработан в рамках работы Экспертного совета при МВД.

Работа над концепцией продолжалась пять месяцев, однако один из ее авторов, доктор юридических наук Олег Мартыненко, директор Центра исследований правоохранительной деятельности, говорит, что на самом деле идея реформы МВД вызревала давно и стала результатом многолетнего опыта общения правозащитников с милицейской системой, вообще не имевшей никаких представлений о правах человека.

По словам О. Мартыненко, в основу реформирования правоохранительной системы были положены общепринятые в европейской практике принципы: верховенство права, деполитизация, демилитаризация, децентрализация, подотчетность и прозрачность в работе; тесное сотрудничество с населением; профессиональная подготовка персонала; оптимизация структуры МВД.

«В 2010 году мне говорили, что таких понятий, как демилитаризация и деполитизация в милиции не существует. Мол, это невозможно и этого никогда не будет в Украине. Сегодня мы видим реальные сдвиги, реальную готовность руководства МВД к кардинальным переменам. Оно разделяет предложенные нами принципы реформирования, — констатирует О. Мартыненко. — Мы представили свое видение реформы. Это был первый шаг. Теперь важно, чтобы эксперты со стороны МВД и со стороны гражданского общества нашли общий язык. Как только мы почувствуем, что стремимся к одному и тому же, сразу же перейдем ко второй стадии работы. Начнем разработку «дорожной карты» и технических процессов, подготовим соответствующие законопроекты и финансовые расчеты всех процессов реформирования. Таким образом закрепим эту концепцию конкретными вещами».

Эксперты уделили немало внимания и общественному контролю за работой органов МВД. Представители местного населения смогут посещать райотделы с целью проверки состояния дел в милиции. А человек, подавший жалобу на действия полицейского, сможет участвовать во внутреннем расследовании.

Вводится электронный документооборот, а документы, не содержащие служебной тайны, будут обнародованы для общественности через интернет-ресурсы. Все эти меры будут способствовать прозрачной подотчетности полиции гражданскому обществу, что существенно уменьшит коррупционную составляющую, а вместе с различными новыми предохранителями будет обеспечивать защиту граждан от милицейского произвола.

Сегодня зарплата милиционера — 1800 грн. На эти жалкие деньги он должен как-то жить и содержать семью? То есть государство само провоцирует сотрудника милиции к нетрудовому заработку, а потом мы жалуемся, что не можем ничего сделать с коррупцией в правоохранительной системе. Стратегия предусматривает, что полицейский будет получать по меньшей мере 5 минимальных заработных плат в месяц. На сегодняшний день это 6090 грн. Повторяю, по меньшей мере. Оплата труда будет двухступенчатой: за должность и выслугу. Однако не будет никаких премий. Сейчас премиальные выплаты составляют до 40% заработной платы сотрудника и зависят от того, в каких отношениях он находится с начальством. Руководитель же всегда найдет возможность кого-то притеснить, а кого-то поощрить, что дает широкую возможность для коррупционных деяний.

Любая теория требует практического подтверждения, без проведения эксперимента невозможно точно сказать, сработает она или нет. А без этого положительного подтверждения вводить реформу было бы рискованно. Вот и реформаторы получили площадку для эксперимента: по-новому будет работать УМВД во Львовской области. Почему именно во Львовской? Там и сама милиция, и гражданское общество оказались наиболее готовыми к радикальным изменениям и согласились на такое предложение. Если опыт будет удачным, его закрепят на законодательном уровне и распространят по другим областям.

Для начала в области проведут аудит имеющейся материально-технической базы, чтобы узнать, чего именно не хватает правоохранителям для надлежащего выполнения их функций. Для милиционеров (уже полицейских) проведут учения. Будет проведена работа и с общиной области: прежде всего раздадут людям опросные листы, чтобы с помощью анкетирования понять, к каким именно изменениям в работе правоохранительных органов стремится общество.

Откуда возьмутся деньги на такую масштабную перестройку? Тигран Авакян, заместитель министра МВД по вопросам евроинтеграции, утверждает, что какие-то финансы из бюджета на это дело обязательно выделят. И уже что-то выделяют. Финансирование отдельных потребностей МВД, в частности оплаты труда, будет осуществляться за счет экономии средств: 20% личного состава будут уволены, от части имеющихся помещений, которые надо обслуживать, также откажутся. А еще сократят количество высших учебных заведений, где готовят работников внутренних дел. Ведь выпускников таких вузов ежегодно гораздо больше, чем вакансий в органах МВД. Получив дипломы, люди идут работать в частный сектор. Государство не может себе позволить такую роскошь, как перепроизводство специалистов.

Тигран Авакян говорит, что реформа МВД в Украине похожа на реформу, проходившую в Польше. А там она осуществлялась 20 лет и идет до сих пор.

Мы же хотим перемен, хоть и не моментальных, но значительно более быстрых. «Мы не можем ждать 20 лет. У нас нет времени. Сегодняшняя нереформированная милиция — это угроза для будущего страны. Именно противоправные действия милиции вызвали две революции: в 2004 году, когда милиция сжигала украденные избирательные бюллетени, и в 2014 году, когда она применила чрезмерное и ужасное насилие к людям, вышедшим выразить свою гражданскую позицию. Больше такого быть не должно», — говорит соавтор Стратегии Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы. Он утверждает, что первые результаты реформы следует ожидать уже в 2018 году. Но какие-то положительные сдвиги будут заметны уже в следующем году.

 racurs.ua

1310
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...