Скорая помощь: что нужно знать?

Скорая помощь: что нужно знать?

В этой статье мы предлагаем краткий обзор основных положений нового Закона, а также некоторых норм действующего законодательства, знание которых может помочь при обращении за неотложной медицинской помощью. Но для начала разберемся, зачем понадобилось принимать Закон.

Что такое экстренная медпомощь

До сегодняшнего дня Украина не имела специального закона об оказании экстренной медицинской помощи населению. Основным нормативным документом в этой сфере до последнего времени оставались «Основы законодательства Украины о здравоохранении», где в ст. 35 дано определение термина «экстренная медицинская помощь», а в ст. 37 предусмотрено оказание медпомощи в неотложных и экстремальных ситуациях. Кроме того, действуют соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты Кабмина и Минздрава. В то же время, в сфере неотложной медицинской помощи существует целый ряд проблем, препятствующих ее своевременному и полноценному оказанию. Одной из таковых, к примеру, является недостаточная техническая и финансовая обеспеченность соответствующих учреждений и служб. Все это в комплексе и обусловило необходимость принятия нового Закона.

Законом №5081-VI установлено, что под экстренной медицинской помощью необходимо понимать медпомощь, предоставляемую сотрудниками системы экстренной медпомощи, в виде неотложных организационных, диагностических и лечебных мер, направленных на спасение и сохранение жизни человека, находящегося в неотложном состоянии, и минимизацию последствий влияния такого состояния на его здоровье. Кроме того, даны определения целого ряда терминов, используемых в этой сфере. Например, под неотложным состоянием человека понимается внезапное ухудшение физического или психического здоровья, которое представляет прямую и необратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих его людей, возникающее вследствие болезни, травмы, отравления, иных внутренних или внешних причин.

Систему экстренной медпомощи, согласно Закону, составляют центры экстренной медпомощи и медицины катастроф, станции экстренной (скорой) медпомощи, бригады экстренной (скорой) медпомощи, отделения экстренной (неотложной) медпомощи.

Как обратиться за экстренной медпомощью

Вновь принятый Закон в ст. 5 устанавливает, что любое лицо имеет право на бесплатную, доступную, своевременную и качественную экстренную медпомощь. При этом иностранцы, лица без гражданства, лица, содержащиеся под стражей или отбывающие наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются экстренной медпомощью в порядке, установленном Кабмином. Вызов экстренной медпомощи осуществляется бесплатно по единым телефонным номерам 103 или 112 (ст. 4 Закона).

Кроме того, Законом предусматривается обязанность каждого, кто обнаружит человека в неотложном состоянии, принять меры к обеспечению его экстренной медпомощью (вызов помощи по телефону, по возможности оказание помощи, в т. ч. путем транспортировки в медучреждение). Установлено, что для принятия этих мер можно, в частности, обратиться на любое предприятие, в учреждение или организацию с просьбой предоставить транспорт для перевозки такого человека в ближайшее место оказания экстренной (неотложной) медпомощи или иное учреждение здравоохранения. Предприятия, учреждения и организации, а также водители-частники обязаны бесплатно доставить такое лицо в ближайшее медучреждение.

Законом установлено, что если во время перевозки бригадой экстренной (скорой) помощи у пациента возникают внезапные осложнения, которые не могут быть устранены медперсоналом этой бригады, такой пациент доставляется в ближайшее медучреждение независимо от его формы собственности. Отказ в оказании медпомощи таким пациентам запрещен и влечет ответственность. Сотрудники отделения экстренной (неотложной) медпомощи обязаны предоставить экстренную медицинскую помощь пациенту с момента его прибытия в отделение независимо от того, сопровождает ли его бригада скорой помощи или иные лица. Отказ в принятии такого пациента или оказании ему помощи также запрещен и влечет ответственность.

Важно также знать, что на ряд лиц Законом возложена обязанность оказания домедицинской помощи, т. е. безотлагательных действий и мер, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизацию последствий этого состояния для его здоровья. Такая помощь оказывается на месте лицами, не имеющими медобразования, но в связи со своими служебными обязанностями владеющими основными практическими навыками по спасению и сохранению жизни человека. Согласно ст. 12 Закона, домедицинскую помощь лицам, находящимся в неотложных состояниях, обязаны оказывать спасатели аварийно-спасательных служб, пожарные, милиционеры, фармацевты, проводники железнодорожного транспорта, бортпроводники, иные лица, которые в связи со своими служебными обязанностями должны владеть соответствующими навыками.

Отметим, что действующими сейчас Правилами вызова бригад скорой медицинской помощи (приказ МОЗ №370 от 01.06.2009) установлен примерный перечень случаев вызова бригад скорой помощи. Итак, «скорая» может быть вызвана в случае: потери сознания; судорог; внезапного расстройства дыхания; внезапной боли в грудной клетке; острой боли в животе или поясничном отделе; головной боли, сопровождающейся головокружением или тошнотой; нарушения речи, слабости в конечностях, возникшей внезапно; гипо- и гипергликемической комы; гипертермического синдрома; внешнего кровотечения, рвоты кровью; признаков острого отравления; нарушения хода беременности (преждевременные роды, кровотечение и др.); укусов змей, животных; всех видов травм; случаев, связанных в неотложной стоматологией; несчастных случаев; разного рода асфиксий; острых психических расстройств и в других случаях, угрожающих жизни и здоровью человека.

Правилами вызова «скорой» установлены также и случаи, когда бригаду скорой помощи вызывать не следует. В частности, скорая помощь не выезжает: для выполнения плановых назначений участкового врача (инъекции, капельницы и т. п.); к больным, находящимся под надзором участкового врача по поводу хронических заболеваний, если их состояние не требует экстренной помощи; для предоставления стоматологической помощи (кроме неотложной); для удаления клещей; для выдачи листов нетрудоспособности, выписывания рецептов и заполнения каких-либо справок.

Кроме того, необходимо знать, что приказом МОЗ №370 от 01.06.2009 установлен норматив предоставления экстренной медицинской помощи в пределах 10-минутной транспортной доступности в городах и 20-минутной транспортной доступности в сельской местности с учетом численности и густоты проживания населения, состояния транспортных магистралей, интенсивности транспортного движения.

Ответственность за отказ в помощи

Как уже отмечалось, Закон в целом направлен на создание организационно-правовой базы оказания экстренной медицинской помощи в Украине. Так, в нем определены основы организации и функционирования системы экстренной медпомощи; полномочия органов власти и местного самоуправления в этой сфере; правовой статус центров экстренной медпомощи, оперативно-диспетчерских служб этих центров, станций и бригад экстренной медпомощи. Кроме того, установлены социальные права и гарантии сотрудников системы экстренной медпомощи, порядок финансового, материально-технического и научного обеспечения деятельности системы экстренной медпомощи.

Несколько слов хотелось бы сказать об ответственности за нарушение норм Закона. Так, согласно ст. 15, лица, виновные в нарушении положений Закона, несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: 1) непредоставление без уважительных причин домедицинской и медицинской помощи или необоснованный отказ в ее предоставлении; 2) непредоставление без уважительных причин имеющегося транспорта для бесплатной перевозки лица, пребывающего в неотложном состоянии, в медучреждение; 3) несвоевременное предоставление экстренной медпомощи или создание препятствий для ее предоставления; 4) необоснованный отказ в передаче или принятии вызовов экстренной медпомощи.

Отметим, что действующий УК предусматривает уголовную ответственность за непредоставление помощи лицу, пребывающему в опасном для жизни состоянии, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком состоянии лица соответствующим учреждениям или лицам, если это причинило тяжкие телесные повреждения или смерть (ст. 136 УК). Если же лицо само поставило в опасное для жизни состояние какого-либо человека или в силу своего правового положения должно было заботиться о нем, уголовная ответственность наступает по ст. 135 УК за оставление в опасности. Обе эти статьи предусматривают разные виды наказания вплоть до лишения свободы. Кроме того, ст. 124-1 КоАП предусмотрена админответственность за непредоставление транспортного средства, правда, только медработникам и милиции – за это установлен весьма щадящий штраф в сумме от 68 до 136 грн.

По мнению автора нового Закона «Об экстренной медицинской помощи», его принятие должно повысить уровень обеспечения населения Украины экстренной медпомощью. По оценкам Минздрава, создание эффективной единой системы оказания экстренной медпомощи должно обеспечить ежегодное сохранение жизни более 10 тыс. лиц, здоровья и трудоспособности – более 200 тыс. лиц, воспрепятствовать инвалидности более 30 тыс. лиц. Остается надеяться, что данный Закон действительно будет способствовать достижению таких результатов.

Андрей Мединский,
специально для "Судебно-юридической газеты"

1973
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...