Вступил в силу новый Швейцарский регламент международного арбитража
Основное изменение Регламента — это создание независимой организации — Арбитражного института швейцарских палат, который будет администрировать все арбитражные дела согласно новому Регламенту. Напомним, до настоящего времени дела администрировались отдельно семью торгово-промышленными палатами Базеля, Берна, Женевы, Лозанны, Лугано, Невшателя, и Цюриха. Создание Арбитражного института, а также другие изменения призваны сделать арбитражный процесс более быстрым и эффективным, в том числе и с точки зрения расходов.
Нововведение Регламента включают, в частности:
Расширение полномочий Арбитражного суда
Арбитражный суд (ранее назывался Арбитражный комитет) наделяется правом:
— решать вопросы об отводе арбитров в случае, если основания для отвода не предусмотрены Регламентом (Статья 1(4);
— продлевать и сокращать установленные им сроки (статья 2 (3);
— назначать арбитров, если они не были назначены в соответствии с Регламентом (статья 5 (3);
— решать вопросы об отводе арбитров (статья 11);
— участвовать в принятии решения об арбитражных издержках (статья 41).
Марта Цвенгрош
Новые правила, касающиеся обеспечительных мер
Согласно новому Регламенту в исключительных обстоятельствах арбитраж может применять обеспечительные меры ex parte (без участия ответчика), но при условии, что ответчику будет немедленно предоставлена возможность аргументировать свою позицию.
Важным дополнением Регламента является введение чрезвычайных обеспечительных мер. Согласно новому Регламенту (статья 43) будущий истец может ходатайствовать о таких мерах до назначения арбитров и даже до начала арбитражного разбирательства. Такие ходатайства рассматривает чрезвычайный арбитр, который принимает решение в течение 15 дней. Решение чрезвычайного арбитра имеет такую же силу, как обычное решение о применении обеспечительных мер, и является обязательным для сторон до вынесения окончательного решения арбитража.
Повышение эффективности арбитражного процесса
Новый Регламент предусматривает более краткие сроки для назначения арбитров. Так, арбитров нужно назначать одновременно с подачей искового заявления (статья 3(3)(h) и возражений по иску (статья 3(7)(f). Сокращены также сроки для отвода арбитров — 15 дней с момента, когда сторона узнала об обстоятельствах, служащих поводом для отвода (статья 10(3).
На стороны возлагается обязанность предоставлять доказательства вместе с подачей искового заявления (статья 18(3) и возражений по иску (статья 19(2). Все участники арбитражного процесса обязываются действовать добросовестно и прилагать всех усилий во избежание дополнительных расходов и ненужных задержек в процессе (статья 15(7). Неисполнение этих обязанностей сторонами может повлиять (хотя об этом и не написано прямо) на распределение арбитражных издержек (статья 41 (1) и (2).
Изменения, касающиеся объединение исков
Как старый, так и новый Регламент предусматривает право Арбитражного Суда, после консультаций со сторонами и арбитрами, объединить новый арбитражный иск с уже текущим арбитражным разбирательством, даже если стороны нового и текущего разбирательства не являются идентичными. Регламент старой версии ставил стороны нового иска в неравное положение по сравнению со сторонами текущего разбирательства, поскольку стороны в новом разбирательстве считались отказавшимися от своего права на выдвижение
кандидатуры арбитра. Новый же Регламент уравнивает стороны в том смысле, что все (не только новые) стороны считаются такими, что отказались от своего права выдвигать кандидатуру арбитра; при этом Арбитражный суд вправе отозвать арбитров и самостоятельно провести назначение.
Модернизируя Регламент, его создатели попытались учесть не только наработки арбитражной практики и существующий опыт администрирования споров, но и последние изменения регламентов других арбитражных институций. Нововведения Швейцарского регламента, хотя и не такие значительны, как, например, последние изменения Арбитражного регламента ICC, но от этого не менее важны. Создание Арбитражного института швейцарских палат будет способствовать унификации применения Регламента, и, как следствие, доверию к нему сторон. Вполне вероятно, этот институт будет серьезно конкурировать с ICC, LCIA и SCC, а число администрируемых им дел будет значительно увеличиваться.
Марта Цвенгрош, юрист МЮФ Integrites
www.ligazakon.ua