Регистрировать свое место пребывания должны не все
Законом, принятым на основе законопроекта №9289, вносятся изменения в Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». В новой редакции изложены статьи 6 — 8 Закона, предусматривающие порядок регистрации и снятия с регистрации места проживания лица, а также регистрацию места пребывания.
В соответствии с принятым Законом, регистрация места проживания или места пребывания лица — это внесение сведений о месте жительства или месте пребывания, с указанием адреса одного жилья лица или адреса специализированного социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинской части в определенные законом документы и в регистрационный учет места жительства и места пребывания лиц в Украине.
Особое внимание общественности привлекла новая редакция статьи 8 «Регистрация места пребывания лица», согласно которой зарегистрировать свое место пребывания обязаны лица, которые находятся более 1 месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе.
Однако, следует отметить, что похожая норма о регистрации места пребывания указанных категорий лиц уже содержалась в действующем Законе, только в другой статье. Так, в соответствии с действующей не первый год редакцией статьи 6 Закона, обязаны зарегистрировать место пребывания «лица, которые находятся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на действительную военную службу и не имеют отсрочки, или участвуют в судебном процессе в любом качестве».
Таким образом, можно увидеть, что вышеуказанные категории граждан и раньше должны были регистрировать свое место пребывания. И, безусловно, законом не предусмотрено, что регистрировать свое место пребывание должны все граждане, покинувшие на 1 месяц свое место жительства.
Из нововведений — предусматривается необходимость регистрации новорожденного его родителями в течение месяца со дня государственной регистрации рождения. Также Законом разрешено лично подавать заявления для регистрации места жительства лицам, достигшим 14-летнего возраста (ранее законодательством предусматривалась, что лично подают заявление «дети от 15 до 18 лет»). Регистрация места жительства теперь осуществляется в день предоставления лицом документов.
Управляющий партнер ЮК «НОБИЛИ» Наталия Тищенко считает, что принятие данного Закона противоречит самой идее свободного передвижения и свободном выборе места жительства в Украине.
«Введение нормы о необходимости регистрации места жительства новорожденного ребенка в течение одного месяца со дня государственной регистрации его рождения направлено, по моему мнению, на обеспечение интересов коммунальных служб и противоречит интересам матери и ребенка. Законодателем не учитываются случаи, в которых состояние матери или ребенка после тяжелых родов не позволяет в течение нескольких месяцев покинуть медицинское учреждение. Если медицинское учреждение находится за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрированы родители, они становятся заложниками ситуации, в которой необходимо выбирать между соблюдением Закона или здоровьем ребенка, — рассказала Н.Тищенко ЮРЛИГЕ.
В соответствии со ст. 6 Закона необходимым документом для осуществления регистрации является документ, подтверждающий право на проживание в жилище. Возникает вопрос относительно правовых оснований на проживание в жилище граждан, не являющихся близкими родственниками. Неужели противоправным считается проживание любимой девушки, зарегистрированной в другой административно-территориальной единице, у своего потенциального спутника жизни? Или данный Закон исключает возможность парных отношений между людьми, зарегистрированных в разных уголках Украины?
Согласно ст.11-1 Закона, одним из источников первичного наполнения регистрационного учета места проживания и места пребывания лиц в Украине является часть базы данных Государственного реестра избирателей. Учитывая собственный опыт участия в избирательном процессе, могу заверить, что данные Государственного реестра избирателей разительно отличаются от реальной ситуации, что может привести к очередному хаосу.
Законом не определен способ контроля за перемещением граждан по территории Украины, а также органы, осуществляющие такой контроль. К примеру, молодая мать с ребенком уезжает на лето в Крым, каким образом и на каком основании она должна выполнить требования Закона.
Одним из условий обязательной регистраций места пребывания для лиц, которые находятся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, является участие в судебном процессе. При этом, термин «участие в судебном процессе» не определен. Под данную категорию может попасть, к примеру, арбитражный управляющий, который «принимает участие в судебном процессе».
Главный редактор аналитического издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» Александр Попов разъяснил: новый Закон лишь уточняет круг лиц, обязанных проходить процедуру места пребывания (не путать с местом проживания):
«Сейчас существует разночтение между ст.6 Закона «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» (устанавливающей обязанность регистрации своего места пребывания лицами, отвечающими определённым критериям) и ст.8 этого же Закона (допускающей расширенную трактовку, согласно которой регистрировать место пребывания должны все физические лица).
После вступления в силу нового Закона это разночтение будет устранено и обязанность регистрировать место пребывания останется только у тех, кто одновременно отвечает следующим условиям:
1) выезжает за пределы административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано его место проживания более чем на 1 месяц;
2) имеет невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, либо подлежит призыву на военную службу и не имеет оторочки, либо принимает участие в судебном процессе.
Проще говоря, регистрировать место пребывания придется, например, человеку, переезжающему из Львова в Одессу на 3 месяца, при наличии против него иска или неисполненного судебного решения о взыскании долга по кредиту. Если этот же человек переезжает на 20 дней или решение уже исполнено, то регистрироваться в Одессе ему не обязательно.
Кроме того срок подачи документов для регистрации увеличен с 7 до 10 дней.
Ключевым изменением в действительности является расширение перечня оснований для снятия с регистрации по месту проживания за счет достаточно обще очерченного списка документов, свидетельствующих, в том числе, «про припинення … підстав на право користування житловим приміщенням». Таким образом, существенно упрощается снятие с регистрации без согласия лица, например, при продаже квартиры или дома. В данном случае договор купли-продажи будет надлежащим документом для подтверждения утраты продавцом права на пользование соответствующим объектом».
www.ligazakon.ua